"Код да Винчи": игры без разума
Анна Федина, Канн
На Лазурном берегу показали самый ожидаемый фильм этого года - экранизацию скандального романа Дэна Брауна "Код да Винчи". На создание картины были брошены 150 миллионов долларов, а также оскароносный режиссер Рон Ховард и один из сильнейших американских актеров Том Хэнкс. Партнерами Хэнкса стали не менее именитые европейцы: Одри Тоту, сэр Йэн Маккеллен, Жан Рено, Альфред Молина и Пол Беттани.
Роман Дэна Брауна был просто обречен на экранизацию. Во-первых, не получить дивиденды с главного мирового бестселлера последних лет как минимум неразумно. А во-вторых, язык книги и абсолютно киношная привычка автора "Кода да Винчи" обрывать главу на самом интересном моменте делают роман не чем иным, как развернутым вариантом сценария.
Главное в книге Дэна Брауна - вовсе не детективный сюжет (для тех, кто не читал или уже подзабыл, напомним, что герои - профессор иконографии Роберт Лэнгдон и криптограф Софи Невё - расследуют убийство смотрителя Лувра, который перед смертью успел оставить возле себя таинственные знаки, указывающие на разгадку секрета Святого Грааля), а затеянная писателем игра.
Ловко перемешав исторические факты с любопытными догадками и уж совсем невероятными выдумками, создатель "Кода да Винчи" постарался доказать массовому читателю, что Церковь намеренно умалила роль женщины в истории, превратив представительниц слабого пола из объекта восхищения в символ греха и порока. Судя по поднявшейся вокруг романа шумихе, Дэн Браун оказался достаточно убедителен.
Рон Ховард не убедителен ничуть. Несмотря на то, что отнесся к роману более чем бережно, и в результате целлулоидный "Код да Винчи" длится бесконечные 150 минут. Правда, оставив в неприкосновенности приключения героев, Ховард, в чьем послужном списке значатся "Игры разума" - умнейшая драма о сумасшедшем математике, пожертвовал теми мини-лекциями, которые Лэнгдон читает своей спутнице, попутно доискиваясь смысла очередного символа. В результате интеллектуальный триллер, пусть и второсортный, превратился в бродилку, что явно связало Тома Хэнкса и Одри Тоту по рукам и ногам. По-настоящему хорош в картине только сыгравший альбиноса Сайласа Пол Беттани.
Сегодня "Код да Винчи" выходит в мировой прокат. Число копий поражает воображение (только в Москве его будут крутить в 80 кинотеатрах). Но, хотя создатели картины и проигнорировали просьбу католических священников включить в фильм титр "Все события вымышлены", Церковь может не волноваться - пошатнуть чьи бы то ни было убеждения такое кино не способно.